Олег Харитонов: "Каждый образ несет в себе целую жизнь" (05.06.2008)
Недавно на телеканале НТВ с большим успехом прошел сериал "Паутина", главную роль в котором сыграл актер театра им. Маяковского Олег Харитонов
- Олег, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
- Родился в Санкт-Петербурге. Мой папа - скульптор, ювелир; мама - химик-гальваник. Кстати, мама, находясь на пенсии, вдруг начала рисовать натюрморты, причем блестяще. В нашей квартире висит много ее натюрмортов. У отца много знакомых художников, они приходят и говорят: "Это просто прекрасно!" И это удивительно: раз и открылось. Видимо, всю жизнь смотрела на папу и вдруг - бам! И это произошло.
- Вы сами рисовать не начали?
- Нет. У меня как-то линии не складываются.
- Я знаю, что вы немного по папиным стопам пошли
- В ювелирку - да. Но к рисунку это не имеет прямого отношения. Хотя, конечно, любое изделие, прежде чем его делать, хорошо бы нарисовать, даже не хорошо - обязательно нужно. Но это ведь может сделать любой человек
- Как Вы пришли в профессию?
- Постепенно. В детстве мама отвела меня в Театр Юношеского Творчества, в Питере есть такой театр. Детский театр, где дети не только играют, но еще и все делают сами, своими руками: декорации, костюмы, грим. Они же - монтировщики, бутафоры. В общем, я туда пришел, пять лет играл и также, как они, все делал. Со временем появился интерес к профессии…
- Альтернативного занятия, желания заняться чем-то другим не было?
- Было. Я, вообще, долгое время выбирал. Так как в театральном институте я закончил два курса - и вокальный, и драматический, то долго думал: может, мне петь? Я вам больше скажу: позже, где-то лет через 7-8, у меня была еще одна идея: более плотно заняться психологией. Но пока, как видите, актер.
- Есть вероятность, что вы измените профессию?
- Сменю вряд ли. Скорее, если что-то присовокуплю. Например, пение. Почему нет?
- А увлечение психологией помогает в профессии?
- Да, мне помогает. Даже очень.
- А в чем это выражается?
- Гораздо легче работать над образом. В разборе образа на составляющие. Каждый образ несет в себе целую жизнь. Со своими страхами, со своими болями. Со своими трудностями, преимуществами, сильными и слабыми сторонами. И все это очень интересно изучить, рассмотреть как следует. И тогда понятно, отчего собственно происходят поступки.
- Вы вообще долго к роли готовитесь?
- Когда как. Бывает, что читаю какие-то дополнительные материалы. Без фанатизма, но бывает.
- Своим героям вы от себя что-то придаете?
- Все от себя.
- А от героя к вам что-то перейти может?
- Так это же я! Герой - это я в предлагаемых обстоятельствах. Это же Станиславский так придумал. Герой - это и есть я. Другое дело, что мне приходится доставать из себя что-то, что может быть во мне не в такой степени наружу, как, например, в герое. Но это же все равно я.
- Свою первую киноработу помните?
- Помню. Интересно было, страшно.
- Что это было?
- Это был эпизод в фильме "Смотрящий вниз", где снимался Андрей Соколов… У нас была сцена на троих, где вместе со мной сидели Андрей Соколов и Никита Джигурда. Мы втроем сидели и говорили. Да, было немного страшновато, потому как в первый раз.
- А сейчас волнуетесь перед выходом на площадку?
- Да, если впереди что-то мне не очень понятное - волнуюсь, хотя уже не так, как раньше.
- Работая на площадке с маститыми актерами, мэтрами, критики опасаетесь? Что-то скажут, наблюдают…
- Что-то скажут - нет, наблюдают… Вы знаете, мэтры, если это нормальные артисты, они этим не занимаются, они занимаются работой.
- Чье-то профессиональное мнение для вас важно услышать?
- Чье-то важно. Иногда я даже спрашиваю - подсказывают (здесь не додумал), задают вопросы (почему тут вообще так сделал?) и так далее. Это нормальное обычное дело
- Какой фильм для Вас был самым сложным?
- Самым сложным был, безусловно и однозначно, "В круге первом". Там очень большая многотекстовая, многоплановая сложная сцена на двоих, причем текст в основном был у меня. Это было сложно и очень интересно. Великолепный режиссер - Глеб Панфилов, которому я очень благодарен. Меня вообще много кто чему научил и он в том числе. Вообще мне попадались люди, у которых можно было учиться: Валерий Иванович Усков, Александр Назаров (у которого я снимался в фильме "Талисман любви"), также многому меня научивший в период работы. Арцыбашев Сергей Николаевич, который взял меня в театр; Ахрамкова Татьяна Витольдовна, которая заняла меня в двух спектаклях здесь же.
- Как давно вы работаете в этом театре?
- 5 лет.
- Сразу легко вошли в спектакли?
- Нет, ни сразу и не легко, но вошел.
- Нравится?
- Да.
- Есть любимый спектакль?
- Да, "Очень простая история". Спектакль о человеческих взаимоотношениях. Собственно о чем и все спектакли. О человеческих взаимоотношениях, о любви
- На другие спектакли ходите?
- Обязательно. И у нас, и в других театрах.
- А смотрите как зритель или как профессионал?
- И как профессионал, и как зритель. Как ребенок могу смотреть, плакать…
- Какое кино любите?
- Хорошее. Сейчас больше зарубежное. В советское время больше наше (смеется). Да нет, хорошие фильмы они и есть хорошие фильмы. Жанр?.. "Зеленая миля" какого жанра? Непонятно, толи психологическая драма, толи триллер… кто знает?
- С кем-то из западных режиссеров хотелось поработать?
- Конечно, было бы интересно. Я бы поработал с итальянцами, но они уже все ушли. С Феллини, Антониони, Висконти. С Люком Бессонном. С Вимом Вендерсом, который снял "Париж, Техас", один из моих любимых фильмов.
- Вы снимались и в сериалах, и в "полном метре". В долгоиграющем проекте, например, на 100 серий, не устаете играть?
- Ну, я в 100-серийном никогда не участвовал, по-моему, у меня было максимум 60 серий. Не то, что устаешь. В принципе нет, если ты не снимаешься каждый день, без выходных. Это же интересно. Каждая сцена новая, каждый день привносит в работу новые краски, шутки, скандалы… Как на съемочной площадке без скандалов, розыгрышей… это же все забавно.
- Вы любите экспромты на площадке, на сцене?
- Я обычно этим не занимаюсь.
- А Вас расколоть легко?
- Нет, не очень, но иногда пытаются. Вообще то это смешно, мне нравится, если не часто.
- Вы по жизни ведомый или ведущий?
- Ведущий.
- Ваше мнение для вас приоритетно?
- Мое мнение для меня приоритетно.
- А вы готовы пойти на компромисс?
- Готов, если вижу в этом необходимость.
- Есть два мнения: с одной стороны, актерство - это не мужская профессия, с другой - в этой профессии мужчине легче реализоваться, чем женщине. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
- Не вижу противоречия между двумя этими мнениями. Смотрите, это не мужская профессия, но для мужчин в ней очень много возможностей. Эти точки зрения - параллельны, они не пересекаются. В чем здесь противоречие?
- Вы согласны в том, что мужчине легче реализоваться в этой профессии?
- Проще чем женщине? Я, честно сказать, вообще любые такие вопросы рассматриваю индивидуально. Конечно, если смотреть просто: ролей мужских больше.
- А что самое сложное в профессии?
- В любой профессии самое сложное - это глубокое погружение. Чем глубже погружаешься, тем интереснее, тем сложнее.
- Пришедшим в профессию важно наличие таланта? Или актерскому мастерству можно научить?
- Здесь есть две точки зрения. Талант - это, конечно же, очень хорошо. И правильно идти в ту профессию, где у тебя талант. Опять же, эти два вопроса не пересекаются. Очень хорошо иметь талант, когда ты идешь в актерскую профессию и это правильно, но можно и без таланта. Можно научить.
- То есть талант необязателен?
- Что такое талант в актерской профессии?
- Когда человек может легко раскрыться…
- Так любой может раскрыться!
- Вы считаете, что любой может выйти на сцену и увлечь тысячу зрителей, сидящих в зале?
- Почему тысячу? Кто-то может только одного увлечь, кто-то тысячу, но каждый ведь может. Другое дело, что тот, кто выходит на сцену и увлекает только одного, ему вряд ли нужно этим заниматься, но возможности есть у каждого. Гипотетически, разве может найтись человек, который не сможет увлечь никого? Я в это не верю. Это тогда нужно очень плохо о людях думать… Даже не то, что плохо - просто не понимать человеческую природу. Каждый из нас может все. Человеку может быть психологически сложно, но потенциально он может.
- Вы больше кино- или театральный актер?
- Это от периода в жизни зависит: то театральный, то киноактер. Это если говорить о реальностях моей жизни. Если говорить о моей любви, то это совершенно разные вещи. Все артисты так говорят, и я повторюсь: кино - это одно, театр - другое. Это разные вещи. Как обед и завтрак - что лучше?
- Вам приходилось играть на разных площадках. Где комфортнее?
- Мне маленькие площадки больше нравятся. Возможно, это просто зависит от величины артиста. Только что мы обсуждали вопрос, сколько человек он может заставить сопереживать. Я, как зритель, в больших залах вижу очень маленькое количество спектаклей, которые реально накрывают зал. Их почти нет. В маленьких залах это происходит очень часто. Большой зал, помимо этого, еще и почему-то редко может создать такую тонкую душевную атмосферу. Бывает, но редко. Актерам в малом зале гораздо легче.
- А не мешает, что зритель сидит совсем рядом?
- Мне помогает. Он рядом, близко, можно передать все здесь и сейчас
- А если сидит невнимательный зритель - не отвлекает?
- Нет.
- Какие у вас планы, где вас можно будет увидеть в ближайшее время?
- Скоро выйдет со мной три киноработы: два сериала - "Воротилы" и "Экстренный вызов", "Синяя борода" - это телефильм.
- Я знаю, что вы еще и поете? Это происходит только в театре или и на профессиональной сцене тоже?
- Нет, пока это только в театре и не реализуется сейчас ни в каких концертах.
- А хотелось бы?
- Да, у меня это в планах. Пора начать заниматься пением, присоединить эту часть творчества к своей профессии
- Как проводите свободное время?
- Кино, компьютер. Книги читаю.
- Что читаете?
- Разное. На самом деле книги приходят с неожиданных сторон, от разных людей и без каких-либо ограничений, например, "только Толстой". Это могут быть неожиданно перечитаны "Братья Карамазовы", или какой-нибудь современный автор, например Суат, "Сгоревшая заживо". Кстати, очень рекомендую. Страшно, но очень интересно.
- Спасибо большое за интервью!
Екатерина Кузьмина |